Компания "Холод" занимается поставками замороженных овощей в супермаркеты.
Замороженные овощи приходят от поставщиков в стандартных картонных коробках, объем которых представлен в таблице (в литрах). Недельный запас замороженных овощей прибывает на склад в понедельник утром. Как правило, в конце недели склад компании пустеет. Объем склада 160 куб.м.
Компания пользуется кредитной линией, допускающей еженедельный расход в 900 000$ на покупку недельного запаса овощей (оплата может быть произведена единовременно в понедельник утром).
Компания прогнозирует объем продаж на каждую неделю как минимальное и максимальное количества коробок каждого типа овощей, которые будут проданы на следующей неделе.
Минимальное количество определяется контрактами, которые компания заключила с небольшим количеством мини-супермаркетов.
Максимальное количество – это пессимистический прогноз рыночного спроса на предстоящей неделе.
Цены, по которым продукция закупается у поставщика и отпускается потребителям, приведены в таблице, вместе с минимальными и максимальными объемами продаж каждого продукта на следующей неделе.
Определите объем закупок каждого типа овощей, максимизирующий прибыль компании.
Продукт | Закупочная цена, USD | Отпускная цена, USD | Min, шт | Max, шт | Объем коробки, литр |
---|---|---|---|---|---|
144 | 156.0 | 0 | 150 | 16.6 | |
87 | 93.9 | 400 | 2500 | 5.2 | |
90 | 95.4 | 100 | 500 | 6 | |
70.5 | 66.0 | 150 | 600 | 6.5 | |
78 | 87.6 | 500 | 3200 | 16.1 | |
67.5 | 74.4 | 750 | 3500 | 15.8 | |
75 | 81.0 | 100 | 500 | 11 | |
66 | 74.4 | 400 | 2000 | 8.6 | |
69 | 74.4 | 200 | 800 | 13.3 | |
78 | 87.6 | 300 | 1200 | 13.1 | |
84 | 93.9 | 500 | 3300 | 16 | |
64.5 | 68.1 | 300 | 1500 | 19.2 | |
85.5 | 93.9 | 100 | 300 | 8.9 | |
72 | 81.0 | 250 | 900 | 7.4 | |
63 | 68.1 | 400 | 2000 | 7.1 |
Это наблюдение наглядно иллюстрирует одно из положений теории ограничений Э. Голдратта, которое утверждает:
самый выгодный продукт не тот, у которого самая высокая маржа, а тот, который приносит наивысший эффект в расчете на единицу дефицитного ресурса.
Целевая функция – самый важный ключевой показатель - в нашем случае действительно прибыль, значит величину эффекта определяет маржа. А дефицитный ресурс - это объем кредита, так как в полученном решении полностью израсходованы именно деньги, а не место на складе. Поэтому кукуруза приносит максимальный вклад на вложенный рубль.
Компания не может торговать одним продуктом (если только не является монополистом на рынке), поэтому для корректного решения необходимо ввести ограничения:
Объем закупок каждого типа овощей должен быть не менее Min и не более Max значений прогнозируемого спроса.
Теперь дефицитный ресурс - объем склада. Этот ресурс исчерпался первым.